Новости образования

RSS
  • Валерий Фальков доложил Президенту о подготовке к новому учебном году

    Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в Совещании с членами Правительства, которое в режиме видеоконференции провел Президент РФ Владимир Путин. В ходе совещания Валерий Фальков представил доклад о подготовке университетов к новому учебному году.

    Министр отметил, что благодаря самоотверженным усилиям преподавателей и студентов во всех университетах прошли государственные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ в новом формате.

    «Несмотря на беспрецедентные условия, дипломы о высшем образовании получили 550 тысяч студентов очной формы обучения», —сказал Валерий Фальков.

    Глава ведомства подчеркнул, что в этом году максимальное внимание уделяется вопросам трудоустройства студентов и выпускников. Совместно с Министерством труда разработан комплекс специальных мер, стартовала программа по привлечению выпускников на исследовательские позиции в университетах и научных организациях. Совместно с образовательным центром «Сириус» стартовала новая программа наставничества. По итогам которой лучшие студенты получат работу и будут помогать одаренным детям из региональных филиалов «Сириуса» в реализации различных исследовательских проектов. Кроме того, более 50 тысяч студентов этим летом получили возможность работать в летних оздоровительных лагерях, медицинских учреждениях и на строительных объектах.

    В настоящее время в университетах идет приемная кампания. Подача документов осуществляется, как правило, в дистанционном формате. «Приемная кампания в целом идет в спокойном режиме и в основном завершится 26 августа», — сказал Министр. Он также добавил, что наибольшей популярностью среди абитуриентов этого года пользуются специальности и направления в области информационных технологий, инженерного дела, медицины и педагогики.

    В предстоящем учебном году российские университеты смогут принять больше первокурсников на бюджетные места: «В июле дополнительно распределены 11,5 тысяч бюджетных мест. При этом приоритет отдавался региональным вузам — они получили более 9,5 тысяч мест», — сказал Валерий Фальков.

    Говоря о подготовке к новому учебному году, Министр также отметил, что в вузах ведутся плановые работы по обеспечению бесперебойного функционирования инженерных систем, реализации комплекса мер, связанных с антитеррористической защищенностью и противопожарной безопасностью.

    «В текущем году из федерального бюджета вузам были дополнительно выделены 15,8 млрд. рублей на проведение капитальных ремонтов и реализацию мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов», — отметил глава ведомства.

    Глава Минобрнауки отметил, что в большинстве вузов учебный год начнется 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности.

    «С учетом специфики ситуации 2020 года, обязанностью университетов становится еще и формирование у молодежи элементов новой санитарной культуры, как части общей культуры, то есть воспитание ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих», — заявил Валерий Фальков.

    Роспотребнадзор уже издал специальные рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции в вузах. С сентября в вузах станет обязательным ношение масок. Неиспользование маски допускается при проведении учебных занятий творческой направленности и педагогами во время проведения лекций. Занятия по физкультуре планируется организовать на свежем воздухе. Во всех университетах будет регулярно проводиться измерение температуры, а в помещениях — дезинфекция воздуха. Студенты с хроническими заболеваниями смогут перейти на индивидуальные учебные планы. Работникам вузов из группы риска будет предоставлена возможность работать дистанционно. Студенты-иностранные граждане будут допускаться к учебному процессу после 14-дневной изоляции, с проведением обследования на коронавирус.

    «Мы уже подробно ознакомили с рекомендациями университеты на всероссийском совещании, в том числе обсудили готовность реализовать их в новом учебном году», — сказал Министр.

  • Образование с неограниченными возможностями

    Вести полноценную студенческую жизнь, ходить на пары вместе с друзьями, участвовать в исследовательских проектах, посещать творческие кружки и заниматься спортом — такие возможности должны быть у каждого, вне зависимости от состояния здоровья. Пандусы, подъемные механизмы, информационные таблички и указатели на языке Брайля, автоматизированные рабочие места, необходимые гигиенические условия — это обязательный минимум, чтобы студент с ограниченными возможностями смог комфортно учиться в университете.

    Дело за вузами

    В Южном федеральном университете функционирует Центр инклюзивного образования, его цель — повышение доступности и качества обучения людей с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Сотрудники центра сопровождают студентов с момента поступления и вплоть до трудоустройства.

    В Ресурсном центре инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова ежемесячно организуются консультации родителей и преподавателей по вопросам успешного обучения студентов с ОВЗ. Особое внимание РЦИО уделяет мероприятиям по сплочению учебных групп. Так, в 2019 году был создан студенческий клуб центра, который стал одним из победителей регионального и Всероссийского конкурса «Студент года — 2019» (г. Ростов-на-Дону).

    В Сеченовском университете студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты, в том числе направленные на информирование о людях с ОВЗ и инвалидностью и развитие толерантной социокультурной среды. Помимо этого, в университете организовано сопровождение студентов с ОВЗ волонтерским и тьюторским движением.

    В Московском государственном психолого-педагогическом университете разработана технология изготовления учебных пособий для студентов с нарушениями зрения. Используя особенности издательской системы TEX, технология позволяет подготовить любые математические тексты. Применяются обе доступные формы информации — рельефно-точечная и речевая. Преобразование в речевую форму может быть осуществлено как диктором, так и в автоматическом режиме с помощью синтезатора речи.

    В Крымском федеральном университете имени Вернадского восстанавливают физическое здоровье и устраивают социальную реабилитацию студентов с инвалидностью с помощью природно-рекреационной базы и социокультурной среды крымского региона. Особое внимание уделяется использованию фито- и климатотерапии, терренкуров в заповедных и дворцово-парковых зонах.

    В Казанском национальном исследовательском техническом университете имени Туполева — КАИ действует центр профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов (КУИМЦ). Здесь создаются условия для обучения людей с нарушениями слуха и зрения, например, проводятся многоуровневые комплексные реабилитации в системе высшего и среднего профессионального образования. Для каждого студента КУИМЦ формируется индивидуальный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной и вариативной части адаптированной образовательной программы. В учебном плане предусмотрены адаптационные и коррекционно-реабилитационные дисциплины коммуникативного мастерства, социализации, когнитивного сопровождения и профессиональной адаптации.

    Мнение студентов

    Артём Абрамов в 2015 году поступил на юридический факультет ЧГУ имени Ульянова. Артем — полностью незрячий с остаточным слухом. На первом курсе он ходил на занятия один, а с 2016 года у него появилась первая в России обученная собака-поводырь для слепоглухих. «Очень понравилась наша группа — сплоченная, дружная. Можно было любому из них позвонить и попросить довести от остановки троллейбуса до корпуса или из одной аудитории в другую на пары. Никто ни разу не отказал в помощи. Учиться было немного сложнее, чем остальным, но я справился», — рассказывает Артём. С дипломом бакалавра юриспруденции он идет к своей цели — планирует стать юристом и помогать людям с ОВЗ.

    Артём Андреев, студент Северо-Восточного федерального университета, учится на филологическом факультете и хочет стать журналистом. У него ДЦП с рождения. С февраля Артём работает в Доме научной коллаборации СВФУ инженером, этим летом успешно завершил первый курс магистратуры. Молодой человек интересуется бизнесом и был председателем совета студентов-предпринимателей. По словам Артёма, заболевание никак не отражается на учебном процессе: «Я медленно пишу, но в магистратуре, в основном, пользуюсь ноутбуком. Работаю тоже на нем», — отмечает студент.

    Мирада Гаджиева передвигается на коляске. Когда она поступила в РУДН, специально для нее оборудовали пандус для въезда на первый этаж и сделали лифт, чтобы она могла спускаться на −1. Сегодня Мирада в числе лучших выпускников 2020 года. «В первый день учебы ты приходишь в неизвестное место к новым людям, ты полна надежд на то, что найдешь здесь новых друзей, получишь знания. Как и все первокурсники, ты теряешься среди множества аудиторий, пытаясь найти нужную. Знакомство со своей группой, снова поиски аудитории на следующую пару. В 2019 году наш факультет решил принять участие в акции „Неделя добра“, мы долго выбирали, какой проект хотим осуществить, пока в один момент я не осознала, что можно посетить Детскую больницу им. Пирогова. Я ведь сама когда-то была пациенткой этой больницы и понимаю, как важно проводить такие мероприятия. Я связалась с отделением, и наш визит одобрили. После завершения „Недели добра“ всем так понравилась эта идея, что было решено продолжать посещения больницы. Там мы знакомились с ребятами, проводили командные игры и развлечения», — рассказывает Мирада, теперь уже выпускница Института мировой экономики и бизнеса.

    В новом общежитии Уральского федерального университета с 2017 года оборудованы специальные комнаты, которые позволяют обеспечить комфортным жильем всех иногородних студентов с ограничениями в ходьбе. УрФУ стал создателем первого в России адаптационного модуля для студентов с особенностями — специальный курс на платформе «Открытое образование» помогает слушателям адаптироваться в университетской среде и приобрести необходимые для успешной учебы гибкие навыки.

    Никите Кислому 22 года, он учится на первом курсе УрФУ. С детства у него двухсторонняя сенсоневральная тугоухость, справа — четвёртой степени, слева — глухота. В детстве Никита заболел и начались осложнения, на которые врачи не обратили внимания. Процесс стал необратимым. «Приятно, что в университете можно не только получить профессию, но и заниматься любимым делом. Несколько лет назад я снял и смонтировал несколько клипов популярных песен на языке жестов. Один из клипов собрал уже больше восьми тысяч просмотров. Поступив в университет, я сделал социальный ролик о своем любимом деле — беге. В будущем я хотел бы стать профессиональным тренером, в этом мне помогают преподаватели УрФУ».

    Студенты Пензенского государственного университета — единственные в городе, кто занимается инклюзивным волонтерством. При этом некоторые из них сами имеют проблемы со здоровьем. Например, Айгуль Утяшева, которая плохо видит и слышит. Возглавляя волонтерский корпус ПГУ «Абилимпикс», Айгуль активно помогает другим. Еще один яркий пример целеустремленности — Иван Пчельников, инвалид-колясочник. В этом году юноша окончил факультет педагогики, психологии и социальных наук ПГУ. С самого первого дня обучения в университете Иван активно погружался не только в учебу, но и в проектную деятельность. Его проект «Хостел «Дом Вероники» выиграл грант на форуме «iВолга». «Дом Вероники» — это активный пансион для молодых инвалидов, лишенных родительского попечения, и хостел для тех, кто приезжает в Пензу для обмена опытом и просто в гости.

    Три истории, которые важно узнать каждому

    Михаил Пожидаев — единственный сотрудник ТГУ, у которого полностью потеряно зрение. Михаил ослеп в 18 лет из-за аллергического заболевания. В 2000 году он поступил на факультет информатики Томского государственного университета, но из-за болезни был вынужден прервать учебу. После двух лет адаптации Михаил заново поступил в ТГУ и окончил его в 2007-м. Затем пошел в аспирантуру, где защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он уже создал платформу невизуальных приложений, которая помогает людям с нарушением зрения: можно переводить текст в аудио, редактировать содержание PDF-файлов, искать нужные фрагменты текста, копировать их и так далее. Со студентами на этой платформе работают в индивидуальном порядке.

    В 2019/20 учебном году Михаил разработал и начал вести курс по UNIX для студентов Института прикладной математики и компьютерных наук, этот курс в течение семестра прошли 30 человек. Со следующего учебного года курс будет разделен на две части: студенты изучат ОС UNIX и программирование в UNIX.

    «Я с удивлением обнаружил в себе не самого худшего лектора, судя по отзывам студентов, — рассказывает Михаил. — Кроме лекций я в прошлом семестре также принимал лабораторные работы по другому курсу у студентов ИПМКН. Со всеми у нас установился хороший контакт, процесс обучения оказался результативным, так что я доволен итогами».

    В конце 2019 года ТГУ и издательство «Директ-Медиа» заключили контракт на техническую обработку аудиокниг. Занимаются этим процессом Михаил Пожидаев, его помощница Елена Теплых и их московский коллега Алексей Голошумов. К середине августа они завершат работу и создадут в общей сложности 100 аудиокниг.

    С 15 лет Янина Банник не может передвигаться без коляски. Однако это не стало преградой — сейчас она счастливая жена и мама. В 2017 году Янина окончила Центр обучения инвалидов СПбГЭУ, принимает активное участие в различных проектах вместе с мужем Виталием, который также имеет инвалидность, и ведет собственный блог, цель которого — помогать людям, как она.

    После окончания университета Янина работала в сфере digital-маркетинг в интернет-магазине мебели и оборудования для гостиниц и ресторанов, проводила аналитику на рынке конкурентов, вела базы данных клиентов. «Наш с супругом Youtube-канал „Ограничений NET“ направлен на людей с ограниченными возможностями, на родителей с особенными детками. Посмотрев наши видео, они понимают, что у их детей может быть счастливое будущее. Ну, и на обычных людей, которых интересуют темы доступной среды, материнства, путешествий. Мы хотим, чтобы люди поверили, что нет ничего невозможного. Мы снимаем ролики о доступной среде, чтобы показать, куда в Петербурге можно поехать и погулять, какие музеи посетить. Также снимаем, как справляемся с ребенком. Муж рассказывает, как получить водительские права с шейной травмой, как пересесть в машину, как ездить с ручным управлением и т.д. Мы собираемся развивать канал, в планах у нас больше путешествовать, и скоро на канале будут видео с доступной средой не только Петербурга, но и других городов и стран», — добавила она.

    Айдын Тюлюш, учитель информатики и руководитель кружка робототехники Кызылского президентского кадетского училища, один из самых успешных выпускников с ОВЗ ТувГУ. После перенесенной в юности операции на позвоночнике Айдын вынужден передвигаться при помощи костылей.

    «Я считаю, для университета в небольшой республике наш вуз отлично справляется с внедрением инклюзивного образования. Уж кому как не мне об этом знать. Вы даже себе не представляете насколько облегчился процесс обучения для особенных студентов с появлением лифта в учебно-лабораторном корпусе № 2», — рассказывает выпускник ТувГУ.

    Айдына пригласили на работу в ТываСвязьИнформ. «Так я и доучился — работал инженером-программистом, параллельно готовился к госэкзаменам и писал дипломную работу. Я никогда никуда не рвался, не напрашивался. Работодатели находили меня сами. Позже мне предложили должность учителя информатики в Кызылском президентском кадетском училище».

    Молодой человек считает, что образование дает не только знания и умения, но и уверенность в себе и своем будущем, понимание своих возможностей. Такая вера помогает находить работу и профессиональное признание.

  • Экосреда для молодых предпринимателей

    Чтобы поддержать студенческие инициативы, в вузах создаются центры молодежного предпринимательства. Они необходимы для развития проектов — от создания идеи до итоговой реализации. Ректоры российских университетов рассказали о формировании предпринимательской экосреды.

    Малые инновационные предприятия СВФУ

    В Северо-Восточном федеральном университете создается предпринимательская среда, чтобы студенты могли организовать свое дело. В этом им помогает ряд малых инновационных предприятий, которые реализуют научные и инновационные достижения университета: «В свое время такие МИПы были весьма успешными, но ввиду того, что большинство предприятий работали над не долгосрочными проектами, мы начали их реорганизацию. Сейчас делаем упор на практико-ориентированные дипломные работы: это дает возможность студентам не только овладеть какой-либо учебной программой, но при желании открыть свое дело, развить предпринимательскую жилку», — отметил ректор Анатолий Николаев

    В этом СВФУ помогают Арктический инновационный центр и его лаборатории, а также студенческий бизнес-инкубатор OREH. Большая доля стартапов в бизнес-инкубаторе связаны с IT-технологиями. Открыт международный центр «Future Skills: NEFU», который специализируется на создании и развитии перспективных компетенций в сфере инженерии, биотехнологий, машиностроения.

    Современный университет, по мнению Анатолия Николаева, — это не только образовательная, но и инновационная научная среда. Поэтому задача вуза «не только готовить специалистов, но еще и выпускать таких людей, которые найдут свое направление, создадут компании, тем самым откроют новые рабочие места».

    В настоящее время готовится создание нормативной базы для работы с резидентами Сколково и технопарка «Якутия». Успешными кейсами АИЦ СВФУ можно назвать промышленный моющий робот VeDroid, производство пищевых биологических добавок малого инновационного предприятия «Дары Якутии», энергоэффективные и альтернативные источники энергии МИП «Амтэк Плюс», а также стартапы резидентов студенческого бизнес-инкубатора OREH «Jera AI» и «Tuoy Toy».

    Центр развития технологических проектов и предпринимательства Санкт-Петербургского Политеха

    Для развития предпринимательской культуры в СПбПУ на базе технопарка и бизнес-инкубатора «Политехнический» создан Центр развития технологических проектов и предпринимательства (ЦРТПП). В его задачи входит не только помощь в коммерциализации разработок студентов и сотрудников университета, но и организация специальных образовательных программ, экспертиза бизнес-идей, проведение акселерационных программ и привлечение промышленных партнеров для выполнения Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Среди ключевых направлений работы центра в 2019 году было вовлечение студентов и сотрудников СПбПУ в программы «УМНИК» и «СТАРТ» Фонда содействия инновациям. Итогом стало создание пяти технологических стартапов, которые сотрудничают со «СПЛАТ», «Mars» и другими компаниями. Центр также занимается популяризацией технологического предпринимательства в вузе. Более того, в СПбПУ существует российско-германская программа развития международного студенческого предпринимательства Polytech-STRASCHEG. В рамках взаимодействия со STRASCHEG в Мюнхене проекты получают поддержку и возможность выхода на рынок Германии, участвуя в совместной программе START-UP SUPPORT.

    «Политех развивается в парадигме Университета 4.0, в основе которой лежит умение решать проблемы-вызовы современной промышленности. Без отлаженной системы трансфера технологий, следовательно, и без развитой предпринимательской среды, это было бы невозможно. Поэтому мы уделяем особое внимание научно-техническому творчеству и студентов, и сотрудников и учим их коммерциализировать свои решения. Центр развития технологических проектов и предпринимательства в Политехе — это как ракета-носитель первой ступени, которая выводит начинающий бизнес на орбиту успеха», — сказал ректор Андрей Рудской.

    Школа инженерного предпринимательства Томского политехнического университета

    Работу по поддержке и развитию стартапов ТПУ начинает еще на уровне школ. Много лет вуз реализует проект «Стартап школа» для выпускных классов, чтобы выявить предпринимательские амбиции у школьников. В ТПУ преподается курс «Предпринимательства» для всех студентов. С 2017 года у выпускников появилась возможность защитить свой стартап в качестве дипломного проекта. Первыми выпускниками были магистранты программы «Предпринимательство в инновационной деятельности». Студенты инженерных направлений подготовки получили такое право с 2019 года. ТПУ одним из первых в России вузов запустил подобную практику.

    Важной частью предпринимательской экосистемы вуза являются конкурсы. Один из них — ежегодный конкурс студенческих стартапов Школы инженерного предпринимательства ТПУ «10К Идеи для жизни». В нем участники представляют свои стартапы в трех номинациях: «Hardware-проекты» — проекты в области любых технических и естественнонаучных областей, «IT-проекты» — разработки в области цифровых технологий и «Бизнес-проекты» — стартапы, находящиеся в стадии первых продаж. В рамках конкурса для участников проводят мастер-классы по финансам и маркетингу. Победители получают 300 тысяч рублей на развитие своего проекта.

    У Школы инженерного предпринимательства большое количество партнеров, в числе которых РВК, Фонд Сколково, Кластер информационных технологий Томской области и многие другие.

    Университет также реализует конкурс студенческих проектов совместно с партнером «Газпромбанк», победитель получает до 200 тысяч рублей. Все проекты-победители конкурсов попадают в экосистему поддержки стартапов ТПУ «Б51» и силами Школы инженерного предпринимательства сопровождаются до момента получения инвестиций или первых продаж.

    «Главными сервисами по привлечению инвестиций в проекты, который ТПУ реализует совместно со всеми партнерами, являются университетская „Точка кипения“ — место вовлечения в предпринимательство, создание кросс- дисциплинарных команд, Fablab — место, где можно создать первые прототипы разработки, CustDevLab — сервис, позволяющий протестировать разработку. Помимо этого, идет работа по созданию лаборатории цифрового маркетинга, которая позволит наладить каналы для сбыта продукции», — рассказывает врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.

    Уфимская Высшая школа предпринимательства и управления

    В Институте экономики и сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета на протяжении пяти лет функционирует Высшая школа предпринимательства и управления (ВШПУ) — структурное подразделение, призванное создать условия для самореализации молодежи в предпринимательской деятельности. Интеллектуальную и консалтинговую поддержку Школе оказывают многопрофильная инфраструктурная консалтинговая и ИТ-компания «Путеводитель по инновациям», занимающаяся поддержкой и развитием инновационно-технологических проектов и стартапов, Башкирское региональное отделение «Опора России», а также успешные молодые предприниматели республики.

    Областью интересов Школы является акселерация проектов в фэшн-бизнесе, сфере туризма, коммуникационных технологий и креативных индустрий. Студенты могут развивать и реализовывать свои идеи на профильных кафедрах в работе над проектами. Развитие бизнес-идей проходит в рамках курсового проектирования, и в выпускных квалификационных работах. Наиболее успешные проекты выдвигаются на конкурсы студенческих предпринимательских проектов вуза, а также на региональные и всероссийские конкурсы. Например, обучающиеся в ВШПУ участвуют в конкурсе научно-исследовательских проектов «Молодежь, инновации и предпринимательство», в Фестивале «Преактум» на платформе Всероссийского движения «Предпринимательская активация ума».

    Директор Института экономики и сервиса УГНТУ Наталья Солодилова рассказывает: «В институте мы формируем предпринимательскую экосреду, когда молодые люди с первых дней учебы попадают в атмосферу творчества, креативного труда, предпринимательства. Мы создаем условия для развития их способностей, рассматриваем получение компетенций в области предпринимательства как существенный фактор профессиональной ориентации обучающихся и повышения их конкурентоспособности на рынке труда».

    Бизнес-инкубатор для развития предпринимательских качеств

    Опыт предпринимательства позволяет студентам Чувашского государственного университета имени Ульянова участвовать как в образовательной, научной и в управленческой деятельности университета, а также успешно интегрироваться в российское бизнес-сообщество.

    «Для развития предпринимательских и управленческих качеств вуз предоставляет открытые образовательные площадки, участие на выставках и форумах, как регионального, так и международного уровня. На базе экономического факультета ЧувГУ открыты специализированная аудитория „Компетенции будущего“ от Сбербанка, университетская „Точка кипения“, бизнес-инкубатор, где студентам помогают развивать бизнес-идеи и превращать их в реальные бизнес-проекты», — прокомментировал Андрей Александров, ректор Чувашского государственного университета.

    Для начинающих предпринимателей проводятся обучающие семинары, мастер-классы, конференции с участием экспертов. Бизнес-инкубатор помогает определиться с нишей на старте деятельности или просчитать экономическую модель уже существующего бизнеса. Так, на базе бизнес-инкубатора вуза реализован проект Кибершкола «KIBERone» — образовательное учреждение, где детей знакомят с профессиями будущего. Вместо преподавателей — тьюторы, которыми выступают студенты-программисты, реализующие успешные проекты. В «KIBERone» в игровой форме дети изучают языки программирования Java, Python, С+, С#, Swift, создают компьютерные игры, чат-боты, сайты и приложения, монтируют видео, изучают основы кибербезопасности и блокчейна.

Архив новостей

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет