Новости образования

RSS
  • Ученые СВФУ работают над проектом по использованию искусственного интеллекта в медицине

    Северо-Восточный федеральный университет и Национальный центр медицины создали программы машинного обучения, определяющие пневмонии с вероятностью 92 процента на рентгенограммах.

    Руководитель проекта, заведующий Отделом лучевой диагностики «РБ1-НЦМ» Леонид Кларов сообщил, что за время работы проекта собрана слаженная команда и построены алгоритмы, которые лягут в основу для главной программы. «Сейчас наши программы машинного обучения также могут точно сегментировать сердце и ребра, что будет очень актуальным для дальнейших внедрений. Также они определяют кровоизлияния в головном мозге. Помимо этого, команда собрала крупные базы данных для анализа и классификации. Магистрант ИМИ Денис Егоров создал программу для просмотра изображений с уникальной логической архитектурой обработки DICOM изображений. Систему так же интегрируют и продолжают внедрять врачи-рентгенологи отдела лучевой диагностики — Андрей Тимофеев и Вадим Сивцев», — сказал Леонид Кларов.

    Он также отметил, что команда проекта использует классические сложные архитектуры U-net нейросетей и Resnet нейросетей. «Параллельно мы стараемся обучать нейросети на новых архитектурах генеративных конкурентных сетей, на Densenet нейросетях. Очень интересны наработки измерения глубины объема по нескольким кадрам, наработки дополненных изменений в пространстве, синтез изображений для датасетов. Но для более сложных задач нам нужны мощные компьютерные станции», — говорит руководитель.

    В РФ имеется множество проблем для интеграции таких систем, нет четкого понимания, кому принадлежат данные пациента: ему, медорганизации или правительству. Сейчас приходит понимание, что необходимо создание единой базы данных, но уже обсуждается зарегулированность и этические моменты. Сейчас ни одна медицинская организация не позволит, в том или ином варианте влиять на решение врача. Это самая первая проблема — необходимо найти баланс между инновационным внедрением алгоритмов машинного обучения и уже имеющимся опытом врачей.

    Сегодня команда проекта работает над тем, чтобы приложение было полезно для врача и чтобы сами врачи хотели установить данную программу. «Программа должна добавлять измеряемые количественные данные в уже существующие или обеспечивать обработку. С рутинной работой, куда пытаются внедриться алгоритмы машинного обучения, врач справляется и без них очень быстро. Но существуют сложные случаи, для глубокого анализа которых врачу порой не хватает инструментов. Вот над этими инструментами мы сейчас и работаем», — сказал Леонид Кларов.

    После консультации с профессором Райнером Риенмюллером из Австрии перед командой проекта был поставлен ряд задач, направленных в сторону наиболее актуальных проблем врача. Это анализ изменений сердца на рентгенограммах и томографические исследования, а в дальнейшем спектрограммы и выделение ключевых характеристик. «Как только у нас будет полноценный рабочий продукт, мы раздадим его всем врачам, без обязательств и отчетов. Сейчас мы имеем больше практическое и научное направление, чтобы вырастить интерес к этой области и развить это направление в медицине в целом. Можно сказать, наша цель строго прикладная», — прокомментировал Леонид Кларов.

    Он подчеркнул, что за последнее время члены команды из ИМИ Диана Захарова и Евгений Никифоров прошли финалы конкурса «Умник», представив проект на соревновании. Станислав Пермяков и Евгений Никифоров будут продолжать свое обучение в аспирантуре, связав работу с искусственными нейронными сетями и машинным обучением.

    Проект по искусственным нейронным сетям в медицинской визуализации «Dard» создавался в коллаборации Института математики и информатики и бизнес-инкубатора «Oreh» Северо-Восточного федерального университета и головного медицинского учреждения в Якутии Республиканской больницы № 1 — Национального центра медицины. Проект поддерживают министерство здравоохранения республики, структура НТИ и «Точки Кипения».

  • Минобрнауки России объединяет усилия стран БРИКС по борьбе с COVID 19 по линии науки технологий и инноваций

    Страны БРИКС поддержали инициативу российской стороны по организации многостороннего междисциплинарного конкурса исследовательских проектов БРИКС по поиску решений по преодолению последствий глобальной пандемии в области здравоохранения, экономики, социальных наук, психического здоровья и иных областях жизнедеятельности человека.

    В рамках российского председательства в БРИКС в режиме видео-конференц-связи состоялась совместная встреча Управляющего комитета по науке, технологиям и инновациям (НТИ) стран БРИКС и Рабочей группы БРИКС по финансированию науки, технологий и инноваций. В заседании приняли участие представители профильных министерств и посольств «пятерки», а также организации стран БРИКС, финансирующие науку, технологии и инновации.

    Участники заседания актуализировали календарь мероприятий НТИ БРИКС в рамках председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2020 году и обсудили ход выполнения решений, принятых по итогам онлайн встреч Управляющего комитета НТИ БРИКС 9 апреля 2020 года и Старших должностных лиц НТИ БРИКС 21 апреля 2020 года.

    Несмотря на ограничительные меры, принятые в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, принято решение о продолжении активного сотрудничества, в том числе путем проведения заседаний Рабочих групп НТИ БРИКС в режиме видео-конференц-связи. Более 20 мероприятий запланировано к проведению на осенний период текущего года, в том числе встречи Старших должностных лиц стран БРИКС и Министров стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций.

    Главным вопросом повестки дня стало обсуждение научного взаимодействия в вопросах борьбы с распространением и преодолением последствий COVID-19.

    Российский координатор научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках БРИКС Виктор Смирнов отметил, что за последние несколько месяцев глобальная пандемия создала огромную нагрузку на системы здравоохранения во всем мире, и, несмотря на то, что ряд стран начинает снимать ограничения, введенные из-за COVID-19, и наблюдается определенный прогресс в борьбе с эпидемией, в некоторых странах пик заболеваемости еще не пройден. Все еще остаются нерешенные вопросы, связанные с быстрой диагностикой коронавируса, его профилактикой и методами лечения.

    «Сегодня все взоры обращены в сторону научного сообщества, призванного объединить усилия по линии международного научно-технического сотрудничества. В этой связи отрадно отметить наличие готового инструмента для отбора и финансирования многосторонних научных проектов — Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

    Использование этого механизма будет способствовать реализации масштабных исследований по поиску ответов на глобальные вызовы», — сказал Виктор Смирнов.

    Российской стороной была выдвинута инициатива проведения многостороннего междисциплинарного конкурса исследовательских проектов БРИКС по тематике новой коронавирусной инфекции, в том числе по поиску решений по преодолению последствий глобальной пандемии в области здравоохранения, экономики, социальных наук, психического здоровья и иных областях жизнедеятельности человека. Странами БРИКС инициатива была поддержана.

    Планируется, что конкурс будет объявлен в июне текущего года, а к реализации проектов научно-исследовательские коллективы стран БРИКС смогут приступить в конце 2020 года. Финансирующей организацией от российской стороны выступит Российский фонд фундаментальных исследований. Анонс о проведении конкурса и подача заявок будут осуществляться на информационном портале Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций.

  • Учёные Белгородского госуниверситета разрабатывают аппаратно программный комплекс для выращивания растений

    Автоматизированная система мониторинга, оценки и прогнозирования роста и развития растений в условиях in vitro существенно облегчит работу биотехнологов.

    Учёные НИУ «БелГУ» совместно с компанией-партнёром «Инвитро Вижн» предложили прототип установки, которая позволит автоматизировать процесс роста меристемных растений, выращиваемых с помощью микроклонального размножения. Новая «умная» система в режиме 24/7 осуществляет фотосъёмку растений, собирает объективную информацию об их морфометрических параметрах на этапах роста и оценивает состояние растений на основе их объёмной реконструкции, а затем принимает решение по конфигурации наиболее подходящей среды.

    По словам руководителя лаборатории Инновационных методов исследования растительных объектов института фармации, химии и биологии НИУ «БелГУ», доцента Елены Масловой, важную роль в микроклональном размножении ценных растений играет оптимальный микроклимат для конкретного вида и сорта растений, прежде всего наилучшая питательная среда, включающая макро- и микроэлементы, витамины, сахара, регуляторы роста.

    «Для подбора оптимальных условий культивирования исследователь вынужден постоянно фиксировать происходящие изменения состояния растений — скорость роста и визуальные признаки развития растений, возможные появления инфекций. Вместе с тем натурные измерения не точны, нарушают созданный в пробирке микроклимат и вносят серьёзные погрешности из-за влияния человеческого фактора», — подчеркнула Елена Маслова.

    Разработанная IT-специалистами под руководством профессора, руководителя лаборатории интеллектуальных автоматизированных систем управления Ольги Иващук автоматизированная система минимизирует риски возникновения погрешностей и существенно облегчит труд биотехнологов. Аппаратно-программный комплекс способен обрабатывать большие объёмы полученных данных.

    «Система способна получить корректные данные о таких характеристиках, как длина стебля, его объём, особенности корневой системы», — рассказал аспирант кафедры информационных и робототехнических систем НИУ «БелГУ» Владислав Бережной.

    Научный сотрудник лаборатории Информационно-измерительных и управляющих комплексов и систем НИУ «БелГУ» Юрий Маслаков отмечает, что в отличие от европейских автоматизированных систем отечественная разработка позволит фиксировать показатели в условиях in vitro.

    «При этом внедрение новых методов моделирования позволит исключить вероятность возникновения искажений при фотографировании сквозь стекло из-за бликов, отражений окружающих объектов или, к примеру, дефектов на стекле пробирки — царапин и потёртостей», — подчеркнул Юрий Маслаков.

    Учёные отлаживают систему поддержки принятия решений по управлению выращиванием растений в условиях in vitro, чтобы в скором времени она поступила на предприятия по микроклональному размножению растений.

  • Международный форум по педагогическому образованию IFTE пройдет в КФУ

    Ученые со всего мира с 27 мая по 9 июня в онлайн формате обсудят актуальные проблемы школьного образования и подготовки учителей в России и за рубежом.

    В работе VI Международного форума по педагогическому образованию IFTE «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов» примут участие более 800 ведущих отечественных и зарубежных ученых из 196 российских и 79 зарубежных вузов Великобритании, США, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции, Австралии и других стран.

    Даты форума: 27 мая — 9 июня 2020 года.

    Основные направления работы VirtualIFTE-2020: цифровизация современного педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в условиях «цифрового разрыва», цифровые технологии в подготовке будущего учителя и другие.

    Принимая во внимание различные часовые пояса и необходимые подготовительные мероприятия для участия онлайн, разработана уникальная архитектура форума, позволяющую любому желающему из любой точки мира свободно подключиться к работе IFTE.

    Гостевой доступ на сайт форума для просмотра выступлений всех российских и зарубежных участников будет открыт на главной странице официального сайта IFTE.

    Здесь будет размещен календарь, где гости смогут выбрать ту секцию или заседание, темы или спикеры которых покажутся им интересными, нажать на активную ссылку и сразу попасть в пространство форума.

    На платформе будут доступны видеолекции ключевых спикеров, синхронные виртуальные круглые столы, международные онлайн-симпозиумы, заседания исследовательских групп, постерные презентации.

    В рамках работы форума состоятся три конференции: «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании», «Педагогическое образование в интересах социальной справедливости, равенства и культуросообразной педагогики», «Глобальные тенденции и перспективы билингвального и языкового образования в подготовке учителя». Запланирована работа 14 исследовательских групп.

    СПРАВОЧНО:

    Международный форум по педагогическому образованию (International Forum on Teacher Education) — ежегодная встреча ведущих российских и зарубежных ученых в области педагогического образования. Форум проводится Институтом психологии и образования Казанского федерального университета.

    В 2020 году КФУ вошел в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга — QS World University Rankings, в предметной области «Образование» КФУ занимает 201−250 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1-е место в России.

    В 2019 году в качестве спикеров на форуме выступили представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего в форуме приняли участие ученые 140 российских и 60 зарубежных университетов. В 2020 году виртуальными участниками форума станут более чем 900 участников из 30 стран.

    Материалы II, III и IV международных форумов по педагогическому образованию были опубликованы в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences и индексированы в БД Web of Science. Материалы V Международного форума по педагогическому образованию были опубликованы в спецвыпуске журнала «Образование и саморазвитие» (проиндексированы в БД «Скопус»), в журналах ARPHA Proceedings и European Proceedings of Social and Behavioral Sciences и успешно верифицированы в базе данных Web of Science.

    Форум получил широкую известность в профессиональных кругах. В 2015 году в нем приняли участие 165 коллег из России и других стран, в 2017 году — 400 ученых из 26 российских и 38 зарубежных университетов, в 2019 — свыше 600 российских и иностранных ученых обсуждали актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

Архив новостей

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет