Новости образования

RSS
  • Открыта горячая линия Минобрнауки России по вопросам связанным с частичной мобилизацией возникающим у обучающихся в вузах

    Обучающиеся могут узнать всю интересующую информацию, в том числе получить разъяснения о правилах призыва, консультации по вопросам социальной и правовой защиты, психологическую поддержку.  

    Горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71(доб. 1, доб. 2)

     

  • Определены победители конкурсного отбора вузов на проведение тренингов предпринимательских компетенций

    Победителями конкурсного отбора стали семь российских университетов, на базе которых в ближайшее время начнут проводиться тренинги предпринимательских компетенций. Также к работе планируется привлечь более 40 вузов-партнеров — победителей.

    Отобранные в рамках конкурса университеты представляют все федеральные округа страны, за исключением Центрального. В ЦФО тренинговой площадкой выступит оператор конкурса — Московский физико-технический институт. Итоги отбора подвел Экспертный совет, сформированный Минобрнауки России.

    «Экспертный совет отобрал 7 сильнейших заявок университетов из 31, прошедшей экспертизу. Университеты — победители отбора получат гранты и станут площадками для проведения тренингов предпринимательских компетенций для студентов. Тренинговая площадка появится в каждом федеральном округе России. Для учащихся российских вузов участие в тренинге — эффективный способ примерить на себя роль технологического предпринимателя и в формате деловой игры оценить свои возможности. Для ребят тренинги могут стать начальной точкой создания собственного стартапа. Особо хотел бы подчеркнуть отсутствие региональных ограничений — ребята могут записаться и пройти тренинг на любой из площадок», — сообщил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук.

    Он добавил, что тренинги проводятся в рамках Платформыуниверситетского технологического предпринимательства и призваны выявить и развить способности молодежи к ведению бизнеса.

    Сбор заявок от вузов на участие в отборе проводил Московский физико-технический институт с 3 августа по 2 сентября. Победителями конкурса стали:

    - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева;
    - Национальный исследовательский Томский государственный университет;
    - Национальный исследовательский университет ИТМО;
    - Южный федеральный университет;
    - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
    - Северо-Кавказский федеральный университет;
    - Дальневосточный федеральный университет.

    Также перечень победителей с указанием грантов опубликован на портале МФТИ.

    Для более широкого охвата студенческой аудитории вузы-победители, а также МФТИ планируют привлечь к работе 47 вузов-партнеров. Таким образом, тренинги пройдут в 41 российском регионе. Партнерами каждого победителя выступают университеты, расположенные в регионах того же федерального округа.

    Планируется, что до конца года в тренингах примут участие 30 тысяч студентов. Первое мероприятие состоится уже 23 сентября на площадке МФТИ. Для удобства участников создана платформа проекта «Тренинги предпринимательских компетенций», где собрана информация о предстоящих активностях и представлена возможность зарегистрироваться на них.

    С помощью тренингов российские студенты смогут приобрести и развить навыки, необходимые для запуска технологических стартапов. Привлечение заинтересованных молодых людей в сферу технологического предпринимательства позволит повысить технологический потенциал страны.

  • Лидеры молодежи России и Азербайджана предложили новые совместные проекты в сфере экологии и образования

    В период с 20-го по 22 сентября в Нижнем Новгороде прошел II Форум молодежных инициатив России и Азербайджана. Мероприятие объединило представителей молодежных организаций и ведомств, реализующих государственную молодежную политику.

    Главная цель мероприятия — презентация и дальнейшее развитие эффективных механизмов сотрудничества молодых лидеров двух стран в гуманитарной сфере. На форуме были представлены молодежные проекты и программы России и Азербайджана, а также прошла проектная сессия по отдельным тематическим направлениям: молодежному туризму, волонтерству, саморазвитию и лидерству.

    Планируется, что экологические, образовательные и социокультурные проекты, разработанные участниками форума, станут основой для реализации долгосрочного сотрудничества молодежных общественных организаций и профильных ведомств двух стран по различным направлениям.

    Так, в рамках направления «Туризм» участники предложили создать приложение для туристов «Экосистема» — единую площадку для подбора туристических продуктов.

    Участники направления «Волонтерство» презентовали социально-экологический проект #ArtRecycling, направленный на очищение пляжей Каспийского моря от мусора и создание объектов искусства из переработанных бытовых отходов.

    В рамках направления «Саморазвитие и лидерство» был предложен проект «Диалог на общем языке», предполагающий разработку экосистемы для создания позитивного образа двух стран среди молодежи. В рамках этого проекта до конца 2023 года запланированы онлайн- и офлайн-мероприятия, студенческие научно-просветительские и культурно-социальные экспедиции в Россию и Азербайджан. Также будет запущен проект в социальных сетях, направленный на социализацию граждан Азербайджана в России и россиян — в Азербайджане.

    Лучшие проектные инициативы получат дальнейшую поддержку от партнеров форума для их дальнейшей реализации.

    На пленарной сессии форума о мерах поддержки молодежи в России рассказали представители Минобрнауки, Росмолодежи, Россотрудничества, АНО «Россия — страна возможностей» и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова с российской стороны. От Азербайджанской стороны выступили представители Министерства молодежи и спорта, Министерства труда и социальной защиты населения, Агентства развития малого и среднего бизнеса, Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям.

    Напомним, что организаторами II Форума молодежных инициатив России и Азербайджана выступили Минобрнауки России, Федеральное агентство
    по делам молодежи, Правительство Нижегородской области, Министерство молодежи и спорта Азербайджанской Республики. Форум прошел при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Администрации Президента Азербайджанской Республики.

    I Форум молодежных инициатив России и Азербайджана прошел в марте 2022 года в Азербайджанской Республике.

  • 17 российских вузов и научных организаций представили свои разработки на выставке технологий и инноваций в Минске

    Делегация Минобрнауки России приняла участие в 25-й выставке технологий и инноваций в промышленности «ТехИнноПром» и Белорусском промышленно-инновационном форуме. Мероприятия объединяет несколько специализированных выставок — по цифровизации реального сектора экономики; химической и нефтегазовой промышленности и науки; оборудованию и технологиям для сварки и резки «Профсварка».

    В этом году в Белорусском промышленно-инновационном форуме приняли участие более 150 российских и белорусских организаций. Форум служит площадкой для укрепления производственных и научных связей между университетами и научными институтами двух стран.

    На «ТехИнноПром» в составе делегации Минобрнауки России представили свои проекты 17 российских вузов и научных организаций. Институт вычислительной математики и информационных технологий Казанского (Приволжского) федерального университета продемонстрировал разработки Центра цифровых трансформаций:
    – роботизированные цифровые агрохозяйства «Деметра»;
    – комплекс контроля эффективности использования машин и агрегатов и определения квалификации операторов «Резонанс»;
    – комплекс постобработки и поддержки принятия решения для средств УЗИ-диагностики «АСДИК»;
    – комплекс для мониторинга транспорта и водительского персонала «Амальтея-Т».

    Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» продемонстрировали прототип высокоэффективного долота горизонтального и наклонного бурения для нефтегазовой отрасли. Ученые модернизировали буровое долото за счет изменения углов атаки резцов в зависимости от их удаления от центра скважины. В университете считают, что в сочетании с оптимизированной системой охлаждения это позволит снизить уровень вибрации и повысить эксплуатационную надежность и ресурс долота.

    Ульяновский государственный университет представил проекты ученых Научно-исследовательского технологического института им. С. М. Капицы, а именно робототехнические комплексы с интеллектуальной системой управления для работы в условиях радиационного воздействия и химически активной среды, продукты на основе AR/VR-технологий, инновационную систему дистанционного управления роботом.

    Томский государственный университет систем управления совместно с промышленным партнером провел показ ряда разработок:
    - СВЧ МЭМС-ключа, который применяется для коммутации СВЧ-сигнала как в слаботочных, так и в силовых цепях;
    - пьезоэлектрического микродозатора — функционального узла системы генетической печати, предназначенного для подачи жидкости с высокой точностью дозирования;
    - коммутационных СВЧ-транзисторов на основе эпитаксиальных гетероструктур нитрида галлия, которые предназначены для использования в силовых цепях приемо-передающих трактов; различных универсальных интегральных схем.
    Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова представил биоразлагаемые полимеры, нашедшие применение в упаковке, в сельском хозяйстве, в медицине. Мордовский госуниверситет им Н. П. Огарева привез радиопоглощающие материалы.

    Пермский национальный исследовательский политехнический университет показал готовый ко внедрению в промышленность компактный 3D-принтер, который дает снижение стоимости и сроков, а также высокое качество для деталей со сложной геометрией.

    Санкт-Петербургский государственный морской технический университет продемонстрировал образцы прямого лазерного выращивания высокоточных крупногабаритных деталей сложной формы из металлических порошков. Технология применяется в транспортном и энергетическом машиностроении, на предприятиях атомной, нефтегазовой, нефтехимической, химической отраслей, а также для предприятий судостроения и судоремонта, предприятий аэрокосмической отрасли.

    Южный федеральный университет представил:
    - новые технологии и материалы для устойчивого природопользования,
    - нанопористые материалы для применения в области катализа, экологической безопасности и биомедицинских технологий,
    - самоуправляемую систему экспресс-разработки наноструктурированных функциональных материалов на основе технологий микрофлюидики и машинного обучения.

    Юго-Западный государственный университет привез на выставку спектр разноплановых экспонатов, в частности экзоскелет для решения задач в производственном процессе, макет автоматизированной системы управления наружным освещением, автономную тепловую пушку, походную гелиотермоэлектростанцию и др.

    Институт физики Земли РАН среди прочих научных работ ведет исследования в области петрофизики и сейсмометрии в интересах нефтегазового комплекса. Один из результатов — оптимизация разработки на поздних стадиях нефтяных месторождений, представленных трещинными карбонатными коллекторами, с целью прогнозирования и минимизации рисков обводнения добывающих скважин.

    В программу выставки также был включен круглый стол Минобрнауки России «Укрепление технологического суверенитета на основе прямого сотрудничества научных организаций и институтов развития и трансфера технологий на пространстве СНГ», который собрал руководителей и специалистов российских и белорусских университетов и научных организаций для обсуждения новых возможностей совместной научной деятельности. В нем приняли участие представители Минобрнауки России, Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования Республики, Российско-Белорусского университета, НИТУ «МИСиС», ТУСУР, Санкт-Петербургского Политеха, СПбГМТУ, СКФУ. Коллеги поделились опытом трансфера технологий в промышленность и формирования ресурсов для инноваций.

  • В Крыму построят 16 новых инфраструктурных объектов для вузов

    Состоялось рабочее совещание по строительству и капитальному ремонту вузов и научных центров, расположенных на территории полуострова. Встреча прошла под председательством заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Айрата Гатиятова.

    В рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» планируется сдать 16 объектов для двух университетов региона к 2025 году:
    – 8 объектов для Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, включая 2 общежития на 700 мест, 3 учебно-лабораторных корпуса и бассейн;
    – 8 объектов для Севастопольского государственного университета, в том числе 3 общежития на более чем 1500 мест, котельную и инженерные сети.

    Кроме того, запланирован капитальный ремонт более 20 строений двух научных центров полуострова — Института биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН и Морского гидрофизического института РАН.

    Айрат Гатиятов в ходе совещания подчеркнул, что поставленные задачи необходимо выполнить в срок, для чего должна быть выстроена слаженная работа подведомственных учреждений с заказчиком и регионом.

    В совещании принял участие заместитель Губернатора — Председателя Правительства Севастополя Игорь Михеев, а также руководители вузов и научных институтов, руководство ППК «Единый заказчик».

    Университеты совместно с ППК «Единый заказчик» определили приоритетность реализации государственной программы, сделав упор на развитие жилищной инфраструктуры для студентов. Совещания будут проводиться еженедельно, с докладами руководителей о проделанной работе.

  • Владимир Путин встретился с руководителями передовых инженерных школ

    В ходе визита в Великий Новгород Президент России Владимир Путин встретился с руководителями передовых инженерных школ. До этого он посетил выставку Новгородского государственного университета (НовГУ) имени Ярослава Мудрого и разработок резидентов Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника Валдай». Оба мероприятия состоялись на базе Новгородской технической школы.

    Открывая встречу, Владимир Путин отметил, что передовые инженерные школы – звучит очень впечатляюще и обнадеживает.

    «Передовые инженерные школы» — это федеральный проект, созданный на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. В конце июня по итогам конкурсного отбора победителями проекта «Передовые инженерные школы» стали 30 вузов из 15 регионов. Благодаря грантовой поддержке 1 сентября в них по новым образовательным программам начали обучение 200 будущих инженеров нового формата. А в 2024 году они выпустят первые 2,5 тысячи специалистов. Инициатива социально-экономического развития страны «Передовые инженерные школы» разработана Минобрнауки России.

     

    Руководитель передовой инженерной школы атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии НГТУ им. Р. Е. Алексеева Антон Тумасовотметил, что школа на базе вуза нацелена на подготовку новых кадров и новых технологий по атомно-водородной тематике.

    «Например, мы разрабатываем новый газовый реактор, который будет охлаждаться не водой, а гелием. Мы получим высокопотенциальное тепло и ключ к новой технологии по получению чистого водорода с низким углеродным следом. Это новый этап развития отрасли, такие реакторы будут введены в эксплуатацию не раньше 2030 года. Но исследовать их нужно сейчас. И мы готовим инженеров, ориентированных на новые вызовы. Мы не учим их справляться с задачами, решение которых известно. Мы смотрим в будущее и обучаем их компетенциям, которые будут востребованы через несколько лет. В этом особенность нашей ПИШ. Мы сможем воспитать новые кадры, и наша инженерная наука будет на лидирующих позициях во всем инженерном сообществе», — рассказал Антон Тумасов.

     

    «Дух захватывает от того, что вы должны сначала спрогнозировать, что будет востребовано через годы, и под это готовите новые кадры. Чистый водород — одно из серьезных направлений энергетики. Если вам удастся исполнить то, что запланировано, мы сохраним за собой лидерские позиции на мировом рынке энергоносителей. Даже когда углеводороды будут уходить. У нас для этого есть все возможности. Когда мы подойдем к масштабному производству дешевого и чистого водорода, у нас благодаря вам будут специалисты, готовые работать в этой сфере. Но нужно определить, что точно будет востребовано. Чистый водород точно будет востребован, других альтернатив нет», — прокомментировал его слова Владимир Путин.

    Антон Тумасов также сообщил, что в вузе учатся много талантливых ребят и очень важно их вовлекать. Он отметил, что задачи уже решаются, хорошо известен положительный опыт инженерных классов, и такую практику можно развивать по другим отраслевым направлениям.

    «Вместе с этим можно говорить об учреждении некоторых персональных стипендий для талантливых студентов в честь выдающихся инженеров. Они могут стать кумирами для молодежи», — предложил Антон Тумасов.

     

    Владимир Путин поддержал предложение об учреждении новых именных стипендий для студентов инженерных специальностей, среди них, например, стипендия имени Сергея Королева.

    «Наши усилия, усилия государства направлены на то, чтобы поднять престиж инженерных профессий, показать значимость этого вида деятельности для государства, для будущего России. У нас целый ряд программ на это направлен, в том числе тот проект, участниками которого вы являетесь», — сказал Президент.

    Глава государства отметил, что в отечественной гражданской авиации необходимы собственные авиадвигатели. «С советских времен в стране не производилось конкурентоспособных авиадвигателей для гражданской авиации. Для боевой — да, они самые лучшие в мире. Нам нужны свои машины. Но нужно их тиражировать и улучшать по качеству, в том числе и по двигательным установкам — это очень важно, и прямо сейчас» — заявил Владимир Путин.

     

    Руководитель инженерной школы Пермского национального исследовательского политехнического университета Иван Зубкосообщил на это, что в рамках передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» в Перми производятся двигатели гражданского назначения. Партнеры оказали нам поддержку в размере 160 млн рублей. Эти вложения идут на задачи технологической повестки.

    «Пара примеров: разработка технологии сверхточного литья титановых лопаток и создание авиационных лопаток из полимерных композитов. Данные технические компоненты необходимы для разработки новых перспективных авиадвигателей», — пояснил Иван Зубко.

     

    Руководитель передовой инженерной школы Казанского федерального университета Гузель Капитоноварассказал, что в регионах есть проблема оттока кадров, особенно молодежи. Передовая инженерная школа «Кибер Авто Тех» близка к производству ОАО «КАМАЗ» и решает его реальные задачи — это помогает удерживать талантливых ребят в Набережных Челнах. Все направления подготовки специалистов полностью соответствуют потребностям «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет. Передовую инженерную школу также поддерживает Республика Татарстан. Таким образом, совместно создается инфраструктура для исследований и научно-технических открытий и увеличивается масштаб проекта.

     

    Заместитель генерального директора, директор по развитию ОАО «КАМАЗ» Ирек Гумеровсообщил, что основные направления разработки предприятия — беспилотные технологии, автомобили с низким углеродным следом, новые материалы и технологии, включая производство локальных компонентов.

    «Под эти инновационные направления из передовой инженерной школы мы получаем квалифицированные кадры, которых нет еще нигде. Для развития проекта предлагаем формулировать стратегические задачи от государства для университетов, чтобы задавать вектор научно-технического развития», — отметил Ирек Гумеров.

    Владимир Путин прокомментировал выступления Гумерова и Капитоновой отметив, что такие технологии — это востребованное направление, проекты, рассчитанные до 2030 года. «По поводу задач от государства, дам задачу министерствам подумать, но задачи должны быть, скорее, завязаны на бизнес-партнеров» — сказал президент.

     

    Ректор Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет) Дмитрий Ливановрассказал, что в последние годы наблюдает неблагоприятную тенденцию — снижается количество школьников, которые выбирают физику как основной экзамен. За 5 лет — на 30%, а это 50 тыс. человек. Снижается и число профильных физмат классов в школе — на 60% за 5 лет.

    «А физика — это ключевой системообразующий предмет для формирования инженерного мышления. Мы с группой ведущих университетов и научных организаций разработали систему конкретных мер, которые позволят быстро изменить ситуацию к лучшему. Предлагаем с 2025 года принимать на инженерные программы в вузы по сумме трех экзаменов: математика, физика и информатика. Это создаст систему мотивации для регионов и школ поддерживать профильные классы. И второе — создать систему методической поддержки учителей физики, которые дополнительно занимаются с детьми, ведут кружки, факультативы и т.д. И, наконец, развернуть физический практикум — это можно сделать достаточно дешево, тиражируемо и на современном уровне», —внес свои предложения Дмитрий Ливанов.

     

    Проректор Высшей школы экономики, ответственный секретарь оргкомитета Национальной технологической олимпиады Дмитрий Земцоврассказал о предложении выпускников олимпиады — самого крупного инженерного командного соревнования школьников.

    «Юные техники, поступая на первый курс университета, хотят решать реальные технологические задачи. Поэтому появилась идея создать систему молодежных конструкторских бюро, которая в свое время работала в Советском Союзе и вносила вклад в экономику. Масштабируем и возродим ее в российских университетах, где есть передовые инженерные школы, и в других вузах, где есть технологические направления подготовки. Это могло бы стать частью образовательных программ для инженеров и айтишников. Для ребят это возможность включиться в развитие своей страны, в построение ее успешного будущего», — отметил Дмитрий Земцов.

    Владимир Путин пообещал, что все эти вопросы будут проработаны.

     

    Ректор Томского политехнического университета Дмитрий Седневсообщил, что вуз открыл передовую инженерную школу по интеллектуальным аналитическим системам и работает в партнерстве с компаниями «Росатом» и «Газпромнефть» и с индустриальными центрами компетенций.

    «У нашей школы две основных особенности: соединение навыков в сфере IT и энергетики, и высокая интенсивность подготовки. У меня предложение: дать [выпускнику] возможность после специалитета поступить на бюджетное отделение магистратуры. Сейчас такое невозможно, поскольку магистратура считается вторым образованием», — обратил внимание Дмитрий Седнев.

    Владимир Путин поддерживал ректора и отметил, что у выпускников должна быть возможность бесплатно получить современные, нужные знания.

     

    Руководитель передовой инженерной школы Томского государственного университета Кирилл Голохвастрассказал, что необходимо получать кадры, которые будут заниматься наукой нового направления.

    «Сейчас сельское хозяйство, как и военная сфера, потребляет все самые новейшие технологии. Поэтому нам нужны молекулярные генетики, биоинженеры, информатики. У партнеров тоже понятная мотивация — по очевидным причинам семенной материал сейчас обладает рисками. Для того чтобы все вопросы решить, мы спроектировали несколько крупных ключевых проектов. Например, это глубокая переработка зерна с выходом на биоразлагаемый пластик. Этой технологии у нас в стране на данный момент не существует, но мы собираемся ее создать. АО «Сибагро» строит огромный завод в Красноярском крае, который запустится в 2024 году. Мы готовим для них сотни людей уже сейчас» — отметил Кирилл Голохваст.

    Владимир Путин сообщил, что сельское хозяйство превратилось в высокотехнологичную отрасль, стало эффективным и конкурентоспособным на мировых рынках. «Министр сельского хозяйства доложил, что в этом году у нас будет очень хороший урожай — уже 130 млн литров собрали. Это в том числе благодаря технике и технологиям. Эффективность возросла в разы. Я хочу поблагодарить сельхозпроизводителей за результаты этого года, хотя они еще не окончательные. То, что сделано, уже хорошо. Это очень важно всегда, а сегодня для России и для нашей страны в особенности», — подчеркнул.

     

    Руководитель передовой инженерной школы Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Сергей Чеботареврассказал, что в передовой инженерной школе на базе вуза имеются свои наработки в области программного обеспечения.

    «Именно отечественные наработки. И данные программные продукты очень хорошо ложатся в парадигму обучения студентов. Можно еще предусмотреть, чтобы технологические компании тоже переходили с зарубежных программ на отечественные. В качестве предложения — оценить возможность интеграции передового программного обеспечения, созданного передовой инженерной школой, на единую цифровую платформу для обучения всех студентов. И также поддерживать тиражирование его для индустриальных партнеров», — обратил внимание Сергей Чеботарев.

    Владимир Путин ответил, что переход на единую цифровую платформу — сама по себе идея очень правильная. «Нужно, чтобы в основе всего лежали именно наши отечественные разработки. И вообще, нужно к этому стремиться и делать это уже как можно быстрее, потому что, когда вчерашние иностранные партнеры решат вернуться, а когда-нибудь это произойдет, нужно, чтобы рынок был занят нашими производителями. Сейчас есть временной лаг, которым нужно воспользоваться», — подчеркнул президент.

    В завершение встречи с руководителями передовых инженерных школ Владимир Путин отметил: «Эффективность развития страны будет зависеть в том числе от реализации программ передовых инженерных школ. Я согласен с тем, что нужно поднимать престиж инженерных профессий. Это должно быть важно для всей страны. Вот и займемся этими вопросами сразу с нескольких сторон. И с реализацией идей инженерных школ. Будем добиваться результатов работы, продвигать инженерное дело в реальной плоскости».

Архив новостей

  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет